Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) известен во всем мире уже более 140 лет. Тем не менее, в литературе того периода он описывался по-разному. В настоящее время в зависимости от используемой классификации используются два термина: гиперкинетический синдром или СДВГ.
Гиперкинетический синдром — название нозологической единицы, введенной Всемирной организацией здравоохранения в Международную классификацию болезней (МКБ-10), которая ежедневно используется как врачами, так и психологами в случае признания заболевания. Аббревиатура СДВГ происходит от английского синдрома дефицита внимания и гиперактивности, который является термином четвертой версии (1998 г.) классификации Американской психиатрической ассоциации (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам — DSM-IV). В настоящее время, с мая 2013 года, широко используется классификация DSM-V. Изменения, внесенные в эту версию, могут увеличить заболеваемость СДВГ.
О доступных в настоящее время методов лечения СДВИГ читайте по ссылке autism-mmc.ru/childhood-autism-treatment/sdvg.
Особенности поведения
СДВГ является наиболее распространенным нейроповеденческим расстройством в детстве и обычно вызывает серьезные проблемы в функционировании, например, ухудшение успеваемости в школе или трудности в межличностных отношениях как со сверстниками, так и с членами семьи. И хотя можно сказать, что каждый ребенок полон энергии и нетерпеливости, у ребенка с СДВГ эти особенности усилены, затрудняют выполнение повседневных обязанностей и не соответствуют возрасту развития. Эти дети страдают низкой самооценкой и агрессивным поведением. СДВГ может быть проблемой не только в дошкольном возрасте, но и в подростковом возрасте, и у взрослых. Это нарушение чаще всего диагностируется у детей со стойкими симптомами, начавшимися в возрасте до 7 лет, но во многих случаях его начало можно наблюдать в возрасте до 5 и даже 2 лет. У большинства детей «начало» симптомов определить не удается, и родители обращаются за помощью, когда подвижность и импульсивность ребенка мешают ему учиться в школе.
Мальчики чаще страдают от этого расстройства. В зависимости от используемых критериев пропорции между полами варьируются — от 1:10 до 1:2,5. В последние годы стало преобладать мнение, что это расстройство в одинаковой степени поражает представителей обоих полов, однако различия в подтипах означают, что СДВГ реже диагностируется у девочек. У девочек с синдромом гиперактивности чаще наблюдается только синдром дефицита внимания (СДВ), тогда как у мальчиков на первый план выходят симптомы чрезмерной импульсивности и чрезмерной, неконтролируемой подвижности, что чаще приводит к обращению к психологу или педиатру. У девочек возникают проблемы с обучением, но, поскольку они не вызывают поведенческих проблем, их обычно не направляют к специалистам.